Национализм – смертельная угроза для нормальных людейДвадцать один год назад, когда политические и финансовые усилия по развалу Советского Союза уже приносили свои плоды, в городе Баку начались армянские погромы. Столица Азербайджанской ССР всегда была максимально интернациональным городом, азербайджанцев там было немного, зато было полным-полно всех остальных – русских, евреев, армян. Последних было достаточно для погромов.В доперестроечное время ни о каких погромах даже речь не шла. На территории Азербайджана было вдоволь армянских сел и городов, на территории Армении жило много азербайджанцев. Жили мирно, бок о бок, дети учились в одних школах, не возникало никаких поводов или попыток противостояния – тем более организованного. В Советском Союзе межнациональная рознь была чем-то сродни инопланетной угрозе. Максимум, в чем проявлялись какие-то намеки на эту самую рознь – бытовая национальная заносчивость обитателей некоторых союзных республик. Ну, например, грузинский продавец мог проигнорировать покупателя кавказской внешности, обратившегося к нему не на грузинском языке. Или прибалты в троллейбусе могли специально указать неправильное направление к Домскому собору – если их спросили на русском. Неприятно, но, видимо, неизбежно и оттого – незначительно. Как же дошло дело до погромов? Конечно, можно изыскивать историко-религиозные причины армяно-азербайжданского противостояния, как и других позднесоветских и постсоветских этнических конфликтов. Но, кроме клубка фактических противоречий, мы ничего не обнаружим. Так, азербайджанцы не являются автохтонами на закавзских территориях, они пришлые. Но, с другой стороны, среди азербайджанцев есть не только иранцы-захватчики, но и отуреченные, исламизированные народы Закавказья, такие, как удины-утии. И это не мешало до конца восьмидесятых мирно сосуществовать двум советским республикам. А в восемьдесят восьмом году на волне спровоцированного Горбачевым парада суверенитетов, независимостей и отделений вспыхнул Карабах. Ясное дело, вспыхнул не сам по себе – ведь изначально никто не говорил о присоединении Карабаха к Армении (хотя более логичной судьбы для Арцаха и не придумаешь). Речь шла лишь о самостоятельности – и, естественно, мирным путем. Так думали те, кто выходил на демонстрации в Нагорном Карабахе. Но совсем иначе думали те, кто претендовал на местные «престолы», а также заграничные «товарищи», прилагавшие все силы к «раскачиванию» маятников этнических конфликтов. В качестве «ответа» на карабахские демонстрации в феврале 1988 года прошли первые армянские погромы в Сумгаите. Погромы не были стихийными, в их организации принимали участие все заинтересованные люди – мафия, которой любая раскачка ситуация была на руку, и удельные «князьки», улучившие момент для того, чтобы оттяпать «собственный» кусок от советского «пирога». Так получилось, что в Азербайджане удельный князек Гейдар Алиев, председатель КГБ, было одновременно смотрящим над азербайджанской «мафией». О том, что погромы спровоцированы извне, говорили после и бежавшие из Сумгаита армяне (в течение недели ушло восемнадцать тысяч), и оставшиеся в нем коренные азербайджанцы. Последние говорили, что с начала февраля в городе было много активных чужаков, приводивших за собой толпы погромщиков. Еще до этого в Баку и Агдаме прошли митинги, на которых выступали азербайджанские «беженцы» из Армении (хотя первые азербайджанцы ушли из Армении лишь в середине февраля – причем после таких же спровоцированных беспорядков). Эти «беженцы» почему-то не шли жаловаться в ЦК, в милицию, а приходили на площади, и перед толпой рассказывали о зверствах армян, ничем не подкрепляя свои слова. 22 февраля толпа агдамских погромщиков попыталась прорваться в армянский город Аскеран. Наткнулись на милицейские кордоны и отряды жителей. Не прорвались – двое погромщиков погибли, причем одного застрелил милиционер-азербайджанец. Естественно на следующий день «безвинно замученных мирных азербайджанцев», по рассказам, уже было несколько десятков. В раздувании антиармянской истерии активно участвовали секретари райкомов, заместители секретарей горкомов – так же, как и в Армении. Горбачевский призыв отозвался неожиданными – а, может, ожидаемыми результатами. Сам Горбачев всячески блокировал инициированную им же гласность. Новоявленные местные демократы, либералы и прочие певцы свободы с удовольствием провоцировали бойню – на тех же бакинских митингах азербайджанские поэты кричали в мегафоны: «Смерть армянам!». Но вот нюансы, подтверждающие искусственность этого «этнического» конфликта. Первый секретарь бакинского горкома не пустил в город автобусы с погромщиками, собранными по всему Азербайджану. И поэтому первые погромы в Баку произошли лишь спустя два года. А вот первый секретарь сумгаитского горкома лично руководил погромщиками. Но при этом сумгаитские азербайджанцы укрывали своих армянских соседей, друзей, рискуя своей жизнью. Им не нужны были погромы, несмотря на то, что они были азербайджанцами. Так этнический ли это был конфликт? Или новоявленные феодалы «осваивали» территорию? История и вера, конечно, сильные разъединители – но и армяне, и азербайджанцы к началу конфликта твердили о провокаторских действиях третьей стороны. Кто был этой третьей стороной – нетрудно догадаться: кому был выгоден развал Союза, тот и был. Тот, кто из местной власти благодаря развалу превращался в безраздельную. Эта третья сторона использовала тонкую и неприятную материю межнациональных отношений для провокации вооруженного противостояния. Именно поэтому национализм любого разлива – это смертельная угроза для нормальных людей. Андрей Лучников
|