Переходим на «1С:Бухгалтерия 8.1»Первое впечатление от программы «1С:Бухгалтерия 8.1» — ее внешний вид стал гораздо привлекательнее. На рабочем столе можно разместить монитор бухгалтера, позволяющий одним взглядом оценить различные разрезы финансового состояния предприятия. Освоить программу стало легче, потому что рабочие места бухгалтеров сгруппированы по разделам учета, и от графически наглядной схемы документооборота (панели функций) легко перейти к заполнению необходимых справочников, просмотру журналов и вводу в них новых документов, получению отчетности. Здесь же, на рабочем столе специалиста-учетчика, открываются методические материалы по данному разделу и раздел полезных советов и подсказок. Это и есть интуитивно понятный интерфейс: не обладая никакими специальными знаниями и не пользуясь дополнительными учебниками, бухгалтер шаг за шагом освоит программу самостоятельно. Но самое главное — программа стала удобнее в работе и мощнее в своих функциональных возможностях. Настройся на большие возможности Учет в «1С:Бухгалтерии 8» можно вести по нескольким организациям, причем, в отличие от 7.7, каждая из них может иметь свою учетную политику и свою систему налогообложения. Для пользователя, опять же в отличие от 7.7, может быть настроен доступ к данным только одной из организаций. Учет производства ведется по подразделениям организации. План счетов. Уже беглого взгляда на план счетов достаточно, чтобы увидеть разницу. Наряду с планом счетов бухгалтерского учета появился план счетов налогового учета. Такое независимое отражение оборотов налогового учета позволило, как мы увидим в дальнейшем, ввести удобную схему проверки правильности его ведения. На денежных счетах появилось новое оборотное субконто «Статьи движения денежных средств». Теперь стандартный управленческий отчет по статьям движения денег (в динамике по периодам) с необходимыми отборами и в виде цветного графика не оставит равнодушным ни одного директора! И еще нюанс, который можно узнать лишь из документации: план счетов (за исключением нескольких предопределенных счетов) можно редактировать. Учет денежных операций. Усовершенствования не столь значительны, видимо, просто потому, что трудно что-либо добавить к столь классическим операциям, практически одинаковым для самых разных видов деятельности. Но и здесь появились новшества. Автоматизирована работа с карточными счетами. При желании пользователь может вести аналитику по статьям движения денежных средств. Учет торговых операций. Внесенные усовершенствования весьма значительны, предусмотрено ведение суммового или количественно-суммового учета по складам; товары в рознице могут учитываться по учетным или продажным ценам. Автоматизирован учет комиссионной торговли при работе как с комитентами, так и с комиссионерами. Автоматизированы операции по учету возвратной тары. Гибко построена ценовая политика предприятия. В конфигурации «1С:Бухгалтерия 8.1» предусматривается использование неограниченного количества видов цен (оптовые, мелкооптовые, специальные, закупочные и т.д.). Их можно устанавливать сразу по группе товаров, пользователю предлагаются удобные обработки подбора номенклатуры. Учет производства. Учет производства дополнился по сравнению с «1С:Бухгалтерией 7.7» целым рядом новых документов. В 7.7 основным и единственным документом по производству была «Калькуляция». В «1С:Бухгалтерии 8.1» появились документы: «требование — накладная» (списание МПЗ), «отчет производства за смену», «акт об оказании производственных услуг». Реализован учет возвратных отходов, предусмотрена возможность выпуска продукции по давальческим схемам, поддерживается учет выпуска полуфабрикатов, расчет себестоимости по подразделениям. Для косвенных затрат предусмотрены различные методы списания их на себестоимость выпущенной продукции (услуг): по плановой себестоимости, по объему выпуска, по фонду зарплаты, по материальным затратам. Учет ОС и НМА. Наряду с сохранением функционала, существующего в 7.7, появились новые возможности. В частности, реализован учет состояний и событий касательно основных средств, начисленная амортизация автоматически отражается по разным видам деятельности. Зарплата и кадровый учет. Обеспечен минимальный объем кадрового документооборота (приказы о приеме, увольнении, перемещении), перечень видов начислений и удержаний задается пользователем, но их расчет ограничен существующими видами расчета. Налоговый учет по известному пути Наиболее трудоемким для бухгалтера процессом в 7.7 была отладка налогового учета. В расчетах налога на прибыль и НДС применялся принцип расчета «в столбик»: сколько пришло входного и выходного НДС по каждому контрагенту и документу, сколько было получено доходов и расходов. Двойная запись в расчетах налогов отсутствовала, и сверить, к примеру, правильность начисления НДС можно было лишь сопоставлением сумм в реестре налоговых накладных с оборотами по бухгалтерским счетам НДС. Представьте титаническую сверку таких оборотов по каждому контрагенту и договору (расчетному документу) при больших оборотах компании! Конечно, эту работу можно было бы автоматизировать, что отчасти и было сделано в последних версиях комплексной конфигурации. Но в версии 8.1 разработчики пошли совсем другим путем. Рассмотрим схему формирования налогового кредита и обязательств. При регистрации первичного документа по товарному или денежному документу НДС фиксируется на счете неподтвержденного налогового кредита (обязательства). Неподтвержденные суммы переходят на счет НДС только при вводе соответствующих налоговых документов. Ежемесячные регламентные документы «Регистрация авансов в налоговом учете» позволяют выровнять данные бухгалтерского и налогового учета. Они предназначены для корректировки ожидаемых налоговых кредита и обязательства по всем незакрытым авансам (договоры с установленным методом «по оплате» или «по первому событию»), а также закрытия «неполных» возвратов. Документ вводится в конце налогового периода, после регистрации всех первичных (отгрузочных, налоговых) документов. В начале следующего налогового периода принятые корректировки будут компенсированы с целью сохранения принципа работы «по отгрузке» на протяжении налогового периода. Важной функцией этого документа является закрытие в налоговых регистрах «неполных» операций возвращения (например возврат покупателем отгруженного ему товара, оплата по которому не была произведена или не возвращена). Для этой операции предназначена закладка Возвращение. Для формирования корректных проводок при закрытии неполных возвратов регистрация авансов и закрытие возвратов (по одному и тому же договору) производятся одним документом. Выявленные расхождения фиксируются отчетами по проверке ожидаемого и подтвержденного НДС. Если эти расхождения не являются следствием допущенных бухгалтером ошибок, то они могут быть легко откорректированы документом «Корректировка ожидаемого и подтвержденного НДС». Аналогичным образом построен учет валовых доходов и расходов. Так что достоверность налоговых деклараций легко проверяется, а сам налоговый учет стал прозрачным и гораздо менее трудоемким. Отчетность, которая нужна именно вам Обычные бухгалтерские отчеты (оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, анализ счета и т.д.) по сравнению с 7.7 изменились весьма существенно. Даже такой привычный реквизит, как период отчета (период с… до…), претерпел изменения. Теперь почти каждый отчет можно настроить «под себя», указав периодичность для построения отчета в динамике за периоды (день, неделя, месяц и т.д.), можно настроить отбор и те колонки, а также их взаимное расположение, которые войдут в отчет. В программу включен ряд дополнительных универсальных отчетов, которые пользователь настраивает самостоятельно. Что же касается регламентированных отчетов, то и здесь средства работы с ними значительно усовершенствованы. Однажды заполненные, и в т.ч. откорректированные, отчеты теперь хранятся в специальном журнале. Любой отчет можно подготовить и сохранить в нескольких вариантах. При корректировке отчета итоговые и зависимые величины пересчитываются автоматически в пределах всего отчета, а не только в пределах раздела отчета. Стало удобнее работать с многостраничными отчетами. При необходимости в них добавляются строки и целые страницы. Предусмотрен удобный и гибкий механизм управления печатью. Легкий переход на высший уровень Итак, бухгалтер обдумывает или уже решился на этот переход — от «семерки» к «восьмерке». Разработчики заранее побеспокоились о том, как облегчить сложности этого перехода. У бухгалтера есть возможность обновления продукта. При апгрейде продуктов с версии 7.7 на версию 8 пользователь получает новую конфигурацию по льготной цене со скидкой в размере стоимости имеющегося у него продукта версии 7.7, заплатив 27 грн (но не менее половины стоимости нового продукта). При этом сам продукт 7.7 остается у пользователя. Важно! Система апгрейдов внутри платформы 7.7 с 1 июля 2008 года упразднена. Если бухгалтер хочет ознакомиться с продуктом до того, как приобрести его в пользование, к его услугам учебная версия «1С Бухгалтерии 8.1» с дистрибутивом, комплектом обучающих материалов и бумажным руководством пользователя. Она стоит 54 грн. Внимание! Цены на типовые продукты «1С» у всех сертифицированных продавцов одинаковы. Следующий шаг — установка программы, перенос данных (для работавших на 7.7) и обучение. Продукты «1С:Предприятие 8» имеют типовые средства переноса данных из конфигураций версии 7.7 в базы версии 8, позволяющие перенести нужные справочники и исходные остатки. При желании можно перенести и все исторические данные (документы). Но поскольку реквизиты документов «семерки» и «восьмерки» отличаются, настройка переноса требует определенных профессиональных навыков. Такой перенос может выполнить и квалифицированный бухгалтер, воспользовавшись конфигурацией «1С:Конвертация данных 2.0» (она входит в состав поставки на диске информационно-технологического сопровождения). Но лучше поручить такую работу специалистам фирмы, в которой вы приобрели программный продукт. Хоть и дороже, но надежнее! Освоение продуктов версии 8 для уверенных пользователей версии 7.7 не составит большого труда и затрат времени. Существует несколько способов научиться работать с версией 8. Можно сделать это самостоятельно, используя входящие в состав поставки руководства, а также диски ИТС, полугодовую подписку на которые пользователь получает вместе с коробкой программного продукта. Важная проблема — сопровождение программы. Учитывая изменчивость украинского законодательства, бухгалтер хочет получать обслуживание на протяжении всего жизненного цикла программы. Это — предоставление новых форм отчетности и новых релизов программ, выходящих по мере изменения законодательства, обслуживание через линию консультаций, выезды специалистов для оказания помощи пользователю на его рабочем месте. При эксплуатации версии 8 важно помнить, что обновление «1С:Предприятия 8» возможно только при наличии действующей подписки на ИТС. Переход от сложного к простому — так охарактеризуем процесс перехода от «семерки» к «восьмерке». Доработки и усовершенствования, которые заказывали пользователи, на собственном опыте открывая для себя премудрости управления бухгалтерией и бизнесом, вошли в конфигурацию «1С Бухгалтерия 8» как вещи естественные и простые. И, что немаловажно, новая платформа 8.1, которой уже больше 3 лет, зарекомендовала себя как продукт надежный и удобный. Поэтому если вы стоите перед выбором, что покупать, сделайте его в пользу «восьмерки». Если вы работаете на «семерке», — подумайте и взвесьте все «за» и «против» — иногда старый друг лучше новых двух. Если вы собираетесь серьезно модифицировать «семерку», — лучше поставьте себе «восьмерку». В ней вы найдете много того, что хотели бы иметь, но даже еще не успели себе в этом признаться.
|